Понятие об экосистеме. Классификация природных экосистем и биом
Сообщества организмов связаны с неорганической средой теснейшими материально-энергетическими связями.
В любом конкретном местообитании запасов неорганических соединений, необходимых для поддержания жизнедеятельности населяющих его организмов, хватило бы ненадолго, если бы эти запасы не возобновлялись. Возврат биогенных элементов в среду происходит как в течение жизни организмов, так и после их смерти.
Таким образом, сообщество образует с неорганической средой определенную систему, в которой поток атомов, вызываемый жизнедеятельностью организмов, имеет тенденцию замыкаться в круговорот.
В 1935 г. английским экологом А. Тенсли был предложен термин «Экосистема», что означает любую совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ. Из данного определения следует, что неорганические факторы выступают как равноправные компоненты, и невозможно отделить организм от конкретной окружающей среды.
А. Тенсли рассматривал экосистемы как основные единицы природы на поверхности Земли, хотя они не имеют определенного объёма и могут охватывать пространство любой протяженности.
В современной экологии выделяют микросистемы (ствол гниющего дерева), мезоэкосистемы (лес, пруд, озеро), макроэкосистемы (континент, океан) и глобальные экосистемы (биосфера Земли).
Ю. Одум (1986) выделяет три группы природных экосистем: наземные, пресноводные и морские.
Наземные экосистемы – это тундра, тайга, степи, пустыни и т.д.
Пресноводные – лентические (стоячие) воды: озёра, пруды, водохранилища; логические (текущие) воды: реки, ручьи и заболоченные угодья.
Морские экосистемы – это открытый океан, воды континентального шельфа, районы апвеллинга (с продуктивным рыболовством), эстуарии (бухты, устья рек, лиманы).
В 1977 г. американскими учеными была открыта уникальная экосистема глубоководных рифовых зон океана, характеризующаяся высокой биомассой живых организмов.
Экосистема – не просто сумма популяций и условий среды, а система взаимодействий между ними. Благодаря этим взаимодействиям у экосистем появляются новые свойства, главное из которых – способность к самоподдержанию. Экосистемы самоподдерживаются благодаря круговороту веществ и потоку энергии.
Для поддержания круговорота веществ в системе необходимо наличие запаса неорганических молекул в усвояемой форме и трёх функционально-различных экологических групп организмов: продуцентов, консументов и редуцентов.
Первое звено образуют так называемые продуценты, или производители. Это автотрофные, зеленые растения, которые в процессе фотосинтеза создают органические вещества, используя неорганические, и аккумулируют солнечную энергию.
Второе звено представлено консументами, т.е. потребителями – гетеротрофными организмами, питающимися растениями или другими гетеротрофами. Различают консументы первого порядка (растительноядные), второго порядка (плотоядные, питающиеся растительноядными), третьего порядка и т.д.
Третье звено – это редуценты, или диструкторы, – разрушители органических веществ (микроорганизмы, грибы и организмы, питающиеся мертвым органическим веществом и минерализирующие его до неорганических соединений).
Классификация эта относительна. Так, и продуценты, и консументы выступают частично в роли редуцентов, выделяя в течение жизни в окружающую среду минеральные продукты обмена.
Другие статьи по экологии
Технологическая схема механической очистки стоков ЭЛОУ (II
система канализации)
Поступающие
на участок механической очистки стоки ЭЛОУ проходят последовательно через
песколовку, нефтеловушки, радиальные отстойники и направляются на установку
флотации стоков II системы участка ...
Биотехнологическая очистка углеводородов нефти
Деятельность предприятий нефтяного
комплекса приводит к образованию объемов шламовых отходов: шламов чистки
резервуарных парков и оборудования, осадков и избыточных активных илов
сооружений ...
Применение эксперимента в экологических исследованиях
Мы обратились к данной теме по
совету научного руководителя. В процессе написания реферата мы пришли к выводу,
что тема является актуальной, глубокой и многогранной.
Проблема:
Эффективно ...