Загрязнение окружающей среды и проблемы ее решения в КНР
В Государственном управлении по охране окружающей среды Китая признались, что загрязнение реки Сунгари в результате взрывов на химзаводе в городе Цзилинь стало не последним подобным инцидентом с серьезными последствиями. Как стало известно, в сентябре 2008 года специалисты зафиксировали в водах озера Дунтинху концентрацию мышьяка, превышавшую допустимую норму в 10 раз; в ноябре в городе Лучжоу (провинция Сычуань) утечка топлива на электростанции привела к загрязнению реки Янцзы. Доклад Комитета по водному хозяйству в бассейне Янцзы свидетельствует о постоянном ухудшении качества воды крупнейшей реки страны в последнем десятилетии. Только в 2005 году туда попали около 30 млрд. тонн сточных вод, что на 50% больше данных за 1998 год. Как «серьезно загрязненные» квалифицируют экологи 27,5% водной системы Янцзы. Бурную реакцию в обществе вызвал также инцидент с детьми в уезде Хойсянь провинции Ганьсу. В крови более чем 900 детей было выявлено превышение нормы содержания свинца, 62 из них госпитализированы с диагнозом «серьезное отравление»[72].
Неуклонно увеличивающийся объем вредных выбросов сотрудники Госуправления связывают с непомерно высокими темпами роста ВВП: в первом полугодии 2006 года показатели увеличились на 10,9%, выбросы основных загрязняющих веществ, включая продукты химического потребления кислорода и двуокись серы, не только не сократились, а, наоборот, увеличились. Согласно данным за первое полугодие 2006 года, выброс отработанной воды промышленными производствами составил 12 млрд. тонн, увеличившись на 2,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года; выброс продуктов химического потребления кислорода возрос на 3,7% и достиг почти 6,9 млн. тонн, двуокиси серы – 4,2% до 12,7 млн. тонн[73].
Правительству Китая удалось выполнить не все пункты 10-го пятилетнего плана развития экономики на 2001–2005 годы, а препятствием для этого стало именно развивающееся загрязнение окружающей среды. Принимая во внимание всю серьезность ситуации, власти пытаются ее исправить, прилагая самые активные усилия. В июле 2008 года вышло решение об учреждении по всей стране 5 центров по надзору над природоохранной деятельностью, призванных усилить контрольную функцию государства в охране окружающей среды. В октябре при Госсовете создана Всекитайская руководящая группа по переписи источников загрязнения. Впервые в истории КНР планируется провести проверку с целью уточнения очагов загрязнения. Эта мера направлена на получение необходимой информации для достижения к 2010 году цели снизить на 10% выбросы вредных веществ. Одновременно Отдел ЦК КПК по организационной работе постановил с 2006 года оценивать успехи местных чиновников и по результатам природоохранной деятельности. Получившие неудовлетворительные оценки будут лишены возможности повышения по службе или перевода на вышестоящую должность[74].
Чтобы не допустить повторения подобной ситуации, государство приняло решение, обязывающее местные органы власти сообщать в центр информацию о крупных авариях в течение четырех часов. Ведется и проверка экологического соответствия нефтехимических производств на территории страны, в результате которой приостановлены или отозваны лицензии на строительство 44 объектов. И это не единичная акция. Подобным же образом Государственное управление по охране окружающей среды поступило и в отношении гидроэнергетических проектов, осуществляемых на реке Янцзы (суммарные инвестиции в которые оцениваются в 14 млрд. долл.), что является прямым подтверждением изменения отношения руководства страны к экологическим проблемам, в решении которых оно намерено использовать общественную поддержку для усиления давления на местную власть. Как показал опрос общественного мнения, число китайцев, высказывающихся за ужесточение мер экологического контроля, растет.
Введение нового индекса «зеленого» ВВП (впервые в мире) призвано повысить заинтересованность местной власти в решении экологических проблем и стать критерием оценки ее деятельности, которая до последнего времени ограничивалась исключительно экономическими показателями. Но в отсутствие финансовой поддержки сверху и эта мера борьбы за экологизацию экономического развития может стать очередной широко разрекламированной кампанией с сомнительными для окружающей среды результатами, но с предполагаемой экономической отдачей - она поможет предотвратить перегрев экономики с сопутствующими негативными экономическими и политическими последствиями.
Другие статьи по экологии
Создание научных основ обеззараживания и очистки воды на основе нанотехнологии
Проблема
взаимосвязи качества воды со здоровьем населения чрезвычайно актуальна. В
рамках Программы ООН, посвященному изучению и разработке мероприятий по
улучшению качества питьевой воды, ...
Природоохранные технологии на тепловой электростанции (ТЭС)
Природоохранная деятельность в энергетике приобретает
качественно новый характер в связи с формированием системы законодательных
актов по охране окружающей среды и проводимым на этой основе ...
Сернисто-щелочные стоки (II система канализации)
Сернисто-щелочные
стоки образуются за счет дренажа отработанной щелочи с узлов защелачивания
светлых нефтепродуктов установок завода.
...