Органы экологического управления в РФ
На государственном (федеральном) уровне управление осуществляется Президентом, Федеральным собранием, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами. Главными из последних являются Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Госкомэкологии РФ являлся (до мая 2000 г.) центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны ОПС. Имея соответствующие подразделения во всех республиках, краях, областях и городах страны, Комитет направлял и координировал всю природоохранную деятельность в стране, проводил контрольно-инспекционную работу, осуществлял информационную и воспитательную функции, руководил заповедным фондом, участвовал в международном экономическом сотрудничестве.
Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за состоянием ОПС, в первую очередь атмосферного воздуха и поверхностных вод. Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станций.
Важнейшая задача - ликвидация последствий экологических катастроф, независимо от причины, их вызвавшей, возложена на МЧС России.
Вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии, решает Госатомнадзор России, контроль за пользователями недр - Госгортехнадзор; охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции находятся в ведении МВД России.
На региональном уровне управления охраной ОПС ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, территориальными органами указанных выше уполномоченных ведомств.
На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах гражданского и оборонного назначения для управления охраной ОПС создаются соответствующие отделы.
Указом президента РФ от 17.05.2000 г. и соответствующего Постановления Правительства РФ Госкомэкологии РФ был упразднен, а его функции переданы Министерству природных ресурсов России. Особенностью преобразования ныне структурных природоохранных органов страны является переход на трехзвенную систему управления:
1. федеральный уровень управления;
2. управление по семи федеральным округам;
3. управление по субъектам РФ (краям, областям и т.д.).
в августе 2000 г. завершилось формирование природоохранных органов в составе МПР РФ: создан Департамент окружающей среды и экологической безопасности, часть функций (научно-техническое обеспечение, правовые вопросы, финансовое обеспечение, хозяйственная деятельность) передана в объединенные департаменты Министерства. Создано самостоятельное управление государственной экологической экспертизы, осуществлено формирование объединенных комитетов природных ресурсов во всех субъектах РФ, куда вошли также органы бывшей Лесной службы и бывшего Госкомэкологии РФ. Заканчивается формирование департаментов природных ресурсов, в которых полностью отражена новая природоохранная составляющая деятельности министерства. Ожидается, что указанное министерство будет иметь новое название: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В проекте Федерального закона "Об охране окружающей природной среды в РФ" определяется единственный уполномоченный федеральный природоохранный орган.
Другие статьи по экологии
Оценка качества среды города Орска по функциональной асимметрии листовой пластинки березы повислой (Betula pendula)
Проблемы экологии городской среды
занимают одно из первых мест в иерархии глобальных проблем современности, так
как эта среда отличается своеобразием экологических факторов, специфичностью
...
Очистка сточных вод целлюлозно-бумажной промышленности с использованием расходомеров
Основными источниками загрязнения атмосферы с сульфат-целлюлозном производстве являются: содорегенерационный, варочно-промывной, известерегенерационный и отбельный цеха, окислительная установка, ц ...
Расчет нормативов предельно–допустимых выбросов для колбасного цеха
Научно-техническая революция и связанный с нею резкий подъём промышленного
производства могут приводить к загрязнению окружающей среды. Тысячи химических
соединений (и число их постоянно рас ...