Статистика

Диалектика взаимоотношений человека и природы

* Источник: Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна.– М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.

** По данным Института мировых ресурсов, из 7,5 млн. кв. км исчезнувших лесов 2 млн. кв. км приходится на два последних десятилетия.

Влияние природного фактора на становление общества, на человека в старину часто рассматривали упрощенно, механистически. Так, древнегреческий ученый-материалист, реформатор античной медицины Гиппократ полагал, что природная (географическая) среда непосредственно влияет на особенности организма и характер человека, его поведение. По мнению ученого, в условиях мягкого климата "люди не могут быть энергичными и жизнеспособными, не могут выдержать напряженного труда и усилий . Если азиаты робки, отличаются отсутствием мужества, мало воинственны и обладают более кротким характером, чем европейцы, то главную причину этого следует искать в характере климата"[2]. Как известно, история не подтвердила таких оценок особенностей народов и их прямой зависимости от природно-климатических условий жизнедеятельности.

В действительности природные факторы по-разному влияют на общественное развитие на различных его этапах в зависимости от уровня производительных сил. Гегель говорил, что моря и реки сближают людей, а горы

их разделяют. Но, как правильно подчеркивал Г.В. Плеханов, моря сближают людей на более высоких стадиях развития производительных сил, а в древности они напротив препятствовали сношениям между разделенными ими племенами. И трудно не согласиться с точкой зрения К. Маркса, что географическая среда влияет на человека опосредованно, через производственные отношения, возникающие на основе имеющихся производительных сил, одним из условий развития которых являются свойства этой среды.

Следует отметить, что взаимосвязь развития производства и природной среды непрямая и диалектически противоречивая. С одной стороны, богатые природные ресурсы, доступность и относительная легкость их освоения могут способствовать быстрому росту производства материальных благ (пример — США), с другой — не стимулируют собственную активность человека, не делают развитие его естественной необходимостью (многие страны Африки, Латинской Америки). Скудные природные ресурсы, загрязненная окружающая среда воздействуют на развитие производительных сил общества аналогичным образом: могут способствовать совершенствованию техники и технологии, вовлечению в хозяйственный оборот бедных и новых ресурсов, давая таким образом дополнительный толчок подъему производительных сил, дальнейшему развитию производства (как это случилось в Японии, многих странах Европы); а могут и препятствовать нормальному функционированию производительных сил (здесь в качестве примера может служить и наша страна).

Это диалектическое противоречие может усиливаться тем обстоятельством, что состояние окружающей среды, деградируя в результате антропогенного воздействия, сказывается на темпах экономического развития и эффективности производства. Разрушение же производительных сил в свою очередь приводит к нарастанию экологической напряженности. Это характерно для нашего переходного этапа развития общества, усугубленного общим экономическим кризисом, когда возникла серьезная опасность ухудшения экологической ситуации.

В развитии взаимоотношений общества и природы существуют определенные закономерности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи по экологии

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО Электром г. Чебоксары
Основанием для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Ф ...

Нормы технологического режима
Таблица № 1. №№ Наименование стадий процесса, аппараты, показатели режима Номер позиции прибора по схеме Единица изм. Допускаемые пределы ...

Есть ли выход из экологического кризиса
Концепции современного естествознания определяются совокупностью наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание рассматривает различные концепци ...