Статистика

Каковы источники и основные группы загрязняющих веществ атмосферы России

Среди городов безусловным «чемпионом» по отравлению среды обитания является Норильск. Здесь за двенадцать месяцев в воздух выброшено колоссальное количество диоксида серы — 2,1 миллиона тонн, 27 тонн свинца, 52 тонны сероуглерода, 37 тонн ксилола. На втором месте — Новокузнецк: на его счету почти полтысячи тонн атмосферных загрязнений. Третье и четвертое места занимают Липецк и Магнитогорск (соответственно 350 и 320 тонн). В этих городах расположены гиганты отечественной металлургии. Расчеты показывают: в Норильске в расчете на каждого жителя вредные примеси составляют восемь тонн, в других названных городах — от 0,7 до 1 тонны. По результатам мониторинга специалисты определили 22 города с самым плохим воздухом. В них так называемый индекс загрязнения атмосферы больше 14 (уже при коэффициенте 7 уровень загазованности считается высоким). Это города Балаково, Бийск, Братск, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Москва (отдельные районы), Новокузнецк, Новороссийск, Омск, Ростов-на-Дону, Селенгинск, Тюмень, Улан-Удэ, Хабаровск, Чита, Южно-Сахалинск. Этот перечень не является исчерпывающим. Дело в том, что в ряде городов с высоким содержанием примесей в воздухе (например, Ангарске, Архангельске, Сызрани, Нижнем Тагиле) наблюдения в первом квартале прошлого года не проводились. Концентрация таких высокотоксичных веществ, как бензпирен, оказалась выше ПДК в 107 городах России, например, в Кургане в 60 раз. Высокое и очень высокое загрязнение воздуха было зарегистрировано в прошлом году в 31 городе страны с населением 17,5 миллиона человек. Более чем десятикратное превышение ПДК обнаружили не в одном - двух, а в 266 замерах. В Омске, например, содержание ацетальдегида в атмосфере было выше предельно допустимого уровня в 72 (!) раза, этилбензола — в 55, хлорида водорода — в 34. Экологически неблагополучная Мурманская область, по заключению медиков, относится к зоне чрезвычайно высокого риска в отношении здоровья. В течение последних пяти лет у населения Кольского полуострова показатели заболеваемости (болезни эндокринной системы, органов пищеварения, кожи, врожденные аномалии) были самыми высокими в стране. Вот что говорится по этому поводу в упомянутом выше докладе: «Установлена достоверная связь между содержанием сернистого ангидрида в атмосферном воздухе и распространением стенокардии, болезней кожи и верхних дыхательных путей у населения. С загрязнением окружающей среды железом связано распространение мочекаменной болезни, с медью — ожирение и болезни костно-мышечной системы. Высокое содержание марганца способствует развитию ишемической болезни сердца. Но, может быть, самую большую опасность представляют вещества, способствующие развитию раковых заболеваний. Это формальдегид, бензпирен, никель, этиленоксид, хлороформ.

Таким образом, для семи с лишним миллионов россиян вероятность заболеть раком заметно повышается. По качеству атмосферного воздуха самым неблагоприятным для проживания является Восточно-Сибирский экономический район. Здесь и наиболее высокий в России показатель смертности — 1490 человек на 100 тысяч населения (в среднем по стране — 1471). Учитывая стремительное старение основных фондов, а также оживление экономики, можно прогнозировать серьезное обострение экологической ситуации в ближайшей перспективе. В настоящее время уже немало делается для стабилизации и улучшения сложившейся экологической ситуации. Затраты на охрану атмосферного воздуха в прошлом году превысили 10 миллиардов рублей. Всего удается улавливать и обезвреживать три четверти загрязняющих атмосферу веществ (в прошлом году, например, — более 61 миллиона тонн). Особую проблему представляет автомобильный парк России. Ежедневно автотранспорт выбрасывает в атмосферу 16,6 млн. тонн загрязненных веществ. Автомобильными двигателями выделяются в воздух городов более 95% оксида углерода, около 65% углеводородов и 30% оксидов азота. Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичными компонентами отработанных газов, парами топлива, но и продуктами износа шин, тормозных накладок. В городские водоемы и почву попадают топливо и масла, моющие средства и грязная вода после мойки, сажа. В атмосферный воздух постоянно поступают пары топлива из баков, наиболее заметные в летний период в местах массовых стоянок автомобилей. По оценкам медиков и экологов, автотранспорт заметно сокращает среднюю продолжительность жизни населения. Автомобиль можно сделать экологически более чистым, применяя электронные системы управления, оптимизирующие работу двигателя, тормозов и других агрегатов. В Германии поставлена задача сократить средний расход автомобильного топлива с 9 до 5 л на 100 км пробега. В России в 1997 г. завершена сборка опытно-промышленной партии 13 60 автомобилей «ВАЗ-9-093» с электронным впрыском. Использование водорода в качестве основного вида топлива может коренным образом изменить всю будущую техническую цивилизацию. Важнейшая проблема современности — охрана атмосферы от загрязнения автотранспортом будет практически решена.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по экологии

Методика обнаружения нитратов в растениях
Интенсификация сельскохозяйственного производства – естественный процесс, присущий эпохе научно-технического прогресса. По сути, это качественно новый уровень антропогенного воздействия на о ...

Экологический паспорт автотранспортного предприятия
На данный момент, любая человеческая деятельность предусмотрена органами Государственной власти Российской Федерации, таким образом, законодательство в области экологии также находит свое пр ...

Экологические болезни на примере воздействия ртути на животных и человека
На рубеже XXI века человечество в полной мере ощутило глобальные экологический кризис, который однозначно указывает на антропогенную токсификацию нашей планеты. К наиболее опасным загрязните ...