Эксперимент - метод эмпирического исследования
В эмпирическом исследовании используются специфические методы: наблюдение, эксперимент, в том числе мысленный, описание с элементами объяснения, измерение, сравнение. В данном параграфе мы рассмотрим эксперимент.
Обратимся к определению эксперимента. «Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях». (3, С. 342) В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заданные условия, которые отвечают целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влияний, затемняющих его сущность, и представляется в «чистом виде». Конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся и изменяются.
Эксперимент осуществляется, как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам; как искусственное, человеком организованное действие. Любой научный эксперимент всегда направляется какой-либо идей.
Рассмотрим особенности эксперимента.
1)Сравнивая эксперимент с наблюдением, следует отметить, что эксперимент является более активным по отношению к объекту. В ходе опытного исследования объект может быть преобразован.
2) Эксперимент может быть многократно повторен в целях дальнейшего исследования.
3)Именно опытным путем ученый может обнаружить такие свойства объекта, которые никак не проявляются в естественных условиях.
4)Важной чертой эксперимента является возможность варьирования условий его проведения. (3, С. 343)
Каковы стадии эксперимента?
В методологии науки принято выделять 4 стадии опытных исследований.
1) Планирование эксперимента.
2) Построение эксперимента, включающее цель, тип, средства, методы и т.д.).
3) Контроль эксперимента.
4) Теоретическое обобщение результатов эксперимента.
Рассмотрим структуру эксперимента.
1) Субъект исследования, тот, кто проводит опыт.
2) Объект исследования, то на что направлен опыт.
3) Научное оборудование. Сюда же относятся приборы, которые являются своеобразными усилителями органов чувств. Они позволяют исследовать то, что недоступно наблюдению. Совокупность научных приборов объединяются в сложные экспериментальные установки. При всей значимости приборов они могут оказывать негативное воздействие на проведение эксперимента, поэтому исследователь должен свести к минимуму эти воздействия.
История науки показала, что научное открытие приводит к совершенствованию экспериментальной техники.
4) Методика проведения эксперимента, зависящая от области и предмета исследования.
5) Теоретическая гипотеза, которую требуется подтвердить или опровергнуть в ходе опыта.
Эксперимент имеет две возможные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых концепций. В зависимости от функций выделяют виды научных опытов: поисковые, контрольные (проверочные), воспроизводящие, изолирующие и т. д.
Различные виды экспериментов можно выделить и в зависимости от характера исследуемых объектов. Выделяют физические, химические, биологические, социальные и другие эксперименты.
Также различают качественные и количественные эксперименты. Качественный эксперимент имеет целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Количественный эксперимент выявляет количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления. Этот опыт более сложен, чем качественный.
Другие статьи по экологии
Влияние Новочеркасской ГЭС на содержание бенз(а)пирена в почвах
Объем работы – 34 страницы, 3 рисунка, 6 таблиц, 43
использованных источников.
Задачей исследований явилось определить содержание
полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) в почва ...
Структура и отношения внутри экосистемы
Экологию относят к
числу фундаментальных разделов биологии, которые включают морфологию, генетику,
эволюционное учение, систематику и биологию развития.
Все эти разделы, в том
числе и эк ...
Особенности взаимодействия общества и природы
Хорошо известен афоризм "труд создал самого человека". Но что
такое труд, как не постоянное взаимодействие человека с объектами природы в их
естественном или преобразованном состоя ...