Методические разработки по теме "агрохимия"
Урок 1. Химические секреты агронома
Цели. Познакомить учащихся с отдельными агротехническими приемами и химическими процессами, лежащими в их основе; сформировать практические знания, необходимые для работы на даче или приусадебном участке.
Задание 1. Ваш сосед прочел в книге для садоводов-любителей, что при посадке плодовых деревьев и ягодных кустарников надо в яму для саженцев кроме удобрений положить несколько расплющенных и обожженных на костре металлических консервных банок, и попросил вас объяснить смысл этого приема.
Как вы это объясните с точки зрения химика? И почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках?
Задание 2. Известно, что под большинство сельскохозяйственных культур можно вносить только перепревший навоз, лучше прошлогодний. Но при хранении навоз теряет большое количество азота – основного питательного элемента. Для уменьшения потерь азота к навозу добавляют суперфосфат.
За счет каких процессов теряется азот при хранении навоза и почему эти потери можно уменьшить с помощью суперфосфата?
Задание 3. Этилен является природным стимулятором – его накопление в плодах способствует их созреванию, что используют для искусственного ускорения созревания. Чаще применяют не этилен, а продукты, его высвобождающие, например этефон.
Опыт по ускорению созревания плодов под действием этилена вы можете поставить в условиях школьного химического кабинета, например, с помидорами. Опытным путем установлено: для созревания помидоров необходимо, чтобы один объем этилена приходился на 2000 объемов воздуха.
Этилен можно получить из этилового спирта и серной кислоты в специально собранном аппарате. Под действием концентрированной серной кислоты в присутствии катализатора – кварцевого песка – этиловый спирт отщепляет воду с образованием этилена:
С2Н5ОН ® С2Н4 + Н2О.
В качестве камеры дозревания можно использовать шкаф или тумбочку, которую надо хорошо загерметизировать. В камеру помещают зеленые томаты; раз в сутки, предварительно ее проветрив, подают этилен. Под действием этилена томаты созревают за 5–6 дней, в контрольном опыте – за 10–12.
Рассчитайте, сколько надо взять этилового спирта, чтобы получить нужное для опыта количество этилена.
Задание 4. В Тимирязевской сельскохозяйственной академии в XIX в. произошел курьезный случай. Два года здесь тщетно пытались вырастить зимой огурцы. Не помогали никакие научно обоснованные приемы. Тогда пригласили одного клинского огородника и предложили ему выращивать в теплицах огурцы "в свою пользу", но при условии, что он разрешит перенять его приемы.
Клинский гость решил проблему с помощью навоза, но в почву его не вносил. С первого же захода в теплице получили отменный урожай огурцов. По этому поводу профессор А.Г. Дояренко писал: "Клинские огородники вековым опытом . выработали приемы управления самыми тонкими жизненными процессами растений ."
Каким именно процессом научились управлять клинские огородники с помощью навоза и в чем заключается их секрет?
Другие статьи по экологии
Есть ли выход из экологического кризиса
Концепции современного естествознания определяются
совокупностью наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи,
как целое. Естествознание рассматривает различные концепци ...
Влияние комнатных растений на среду обитания человека
Замечали ли вы – стоит только отправиться в лес или городской парк, и
насморк с кашлем, донимавшие всю неделю, исчезают сами собой? Да и настроение
меняется в лучшую сторону, как только взгл ...
Влияние возможных изменений климата на совершенствование производства
Исследования, проводимые
учеными различных стран мира с помощью климатических моделей исследования
позволяют строить прогнозы изменений климата на длительный срок (вплоть до
конца XXI в.), ...