Проблема опустынивания земель, эрозии почв и водный кризис в КНР
В целом, по данным Министерства водного хозяйства КНР, в 2003 году на решение проблемы нехватки питьевой воды в сельских местностях, комплектацию оросительных систем и реконструкцию водосберегающих объектов выделено 4,8 млрд. юаней государственного займа. Эта мера позволила решить проблему водоснабжения 15 миллионов сельских жителей центрального и западного Китая.
Реализация проекта водоснабжения началась в 2000 году и в настоящее время на эти цели израсходовано 24,3 млрд. юней. Планируется к 2010 году обеспечить 60% сельских населенных пунктов водопроводной сетью водоснабжения и полностью завершить проект в 2020 году[95].
Однако существуют большие трудности в плане обеспечения населения водой в Поднебесной. В Китае началась пропаганда экономичного и бережного отношения к водным ресурсам. По официальным данным, недостаток воды в китайских городах составляет 6 млрд. кубометров. На этом фоне китайские власти проявляют обеспокоенность расточительным отношением к воде. В ответ на легкомысленное отношение населения к этому вопросу власти подняли тарифы за пользование водой и запретили бесконтрольное строительство объектов, потребляющих воду в избыточном количестве. К ним отнесены плавательные бассейны, бани, автомойки.
В настоящее время на душу населения в КНР в среднем приходится 2140 кубометров водных ресурсов, это составляет четверть мирового уровня. В некоторых северных и западных районах страны, то есть в двух третьих из более 600 городов Китая уже сейчас наблюдается серьезная нехватка воды. На фоне ожидающегося к середине века роста населения КНР до 1,6 млрд. человек объем водных ресурсов в среднем на душу населения страны уменьшится до 1700 кубометров - общепризнанной международной нормы водного дефицита[96].
Государственные чиновники высказывают предположение, что несбалансированность снабжения и потребления водных ресурсов в Китае обусловлена слабым менеджментом, и для достижения баланса водоснабжения необходимо ввести рациональную научную систему использования водных ресурсов. Более того, подчеркивается необходимость воспитания в людях осознания важности экономии воды[97].
Начиная со времени образования КНР в 1949 г. водными (точнее, пресноводными) ресурсами Китая ведали то Министерство гидромелиорации, то Министерство гидромелиорации и энергетики, структура которых многократно менялась. К числу основных задач этих министерств относились осуществление единого управления водными ресурсами, наблюдения за речными руслами, озёрами и водохранилищами страны, берегоукрепительные работы, организация работ по борьбе с наводнениями, засухами и эрозией почв, а также гидромелиоративное строительство. В целом, управление водными ресурсами в стране было разобщено и, например, вопросы водообеспечения городов относились к компетенции градостроительных ведомств (Яо ХУАЦЗЮНЬ, 2002). В настоящее время данными вопросами ведает Министерство водных ресурсов. В Китае хорошо понимают важность проблемы обеспечения водой и для её решения предпринимают серьёзные усилия. В ближайшее время намечено проведение тщательного обследования всех водных ресурсов страны. Ранее такие обследования выполнялись в 1940-х, 1950-х и 1997-1998 гг. Предстоящее обследование рассчитано на три года и обещает стать наиболее всеобъемлющим и достоверным.
28 февраля 2008 года Постоянный комитет Всекитайского Собрания народных представителей завершил работу по внесению поправок в закон о предотвращении загрязнения водных ресурсов. Доработанный вариант закона предусматривает ужесточение наказания за противозаконные действия, возлагает на местные правительства большую ответственность за работу по охране экологии. Общественность полагает, что новый закон в полной мере отражает решимость китайского правительства в деле по защите водных ресурсов[98].
В настоящее время многие страны мира столкнулись с проблемой ухудшения состояния водных ресурсов. В середине 80-х годов прошлого века в Китае выступил в силу закон о предотвращении загрязнения водных ресурсов. Внесение поправок в закон проходит второй раз за 24 года с момента вступления закона в силу. Главная цель – как можно лучше защитить водные ресурсы страны.
Самой большой особенностью новых поправок к закону является ужесточение наказания за противозаконные действия, негативно влияющие на состояние окружающей среды. Еще в августе прошлого года глава Государственного управления КНР по делам защиты окружающей среды Чжоу Шэнсянь сказал: «Для ужесточения наказания за совершение противоправных действий новый закон предусматривает комплексное использование различных административных методов наказания»[99].
В обновленном законе о предотвращении загрязнения водных ресурсов содержится 88 статей. Среди них полностью пересмотрели статью о мерах наказания за нарушение данного закона.
Чтобы избежать ситуации, когда в «верхнем течении реки загрязняют воду, а в нижнем течении должны нести за это ответственность» в новом законе о предотвращении загрязнения водных источников говорится, что будет осуществляться полный контроль за общим уровнем загрязняющих веществ.
Другие статьи по экологии
Лесозаготовка воздействие на окружающую природную среду отходов древесины
Лес – один из важнейших видов природных богатств, имеет огромное значение
в общественном производстве и в жизни человека. Он важнейший фактор в
экологическом равновесии биосферы, крупнейший ...
Обеспечение экологической безопасности путем разработки малоотходного способа реутилизации сернокислых отходов аккумуляторных батарей
Экологическая безопасность и
эффективное функционирование экономики каждого государства неразрывно связаны с
транспортной отраслью. Транспортные системы представляют собой объекты
повышенно ...
Адсорберы вертикального типа
Адсорберы вертикального типа обычно используют при небольших потоках
подлежащих очистке паровоздушных (парогазовых) смесей, горизонтальные и
кольцевые аппараты служат, как правило, для обработки так ...