Статистика

Использование древесных культур в качестве объектов биоиндикации

В последние два десятилетия на территории многих стран Европы наблюдается массовое повреждение и деградация лесов. Причины этого кроются в загрязнении воздушного бассейна. Кислотные дожди, высокие концентрации в воздухе окислов серы и азота, а также озон, непосредственно повреждают растения, ухудшая состояние лесов. На третьей сессии исполнительного комитета Конвенции по дальнему трансграничному переносу загрязнителей воздуха, под эгидой ЮНЕП (июль 1985) была утверждена и запущена в исполнение программа международной кооперации по изучению и мониторингу воздействия загрязнителей воздуха на леса. Данная программа является частью глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Программа основана на сборе сравнимых данных о состоянии лесов на национальном уровне, и последующем обмене данными для наилучшего понимания проблемы. В данную программу включено несколько десятков методик, одной из которых является методика оценки экологического состояния лесов по дефолиации хвойных деревьев.

Данная методика относительно проста и надежна в использовании, и с успехом применена в практике экологического образования школьников. Она базируется на проведении исследований на постоянных площадях и может быть использована как для долговременного мониторинга, так и для разовых исследований. Представляемая методика изучения, мониторинга и оценки жизненного состояния леса базируется на методе биоиндикации. Суть подхода заключается в том, что по различным признакам исследуемого вида живого организма (в данном случае - хвойного дерева) мы судим о состоянии окружающей среды (общем жизненном состоянии леса). Другими словами, индикаторный вид своим состоянием информирует нас о неблагополучии внешних условий. При проведении данной работы предполагается использовать в качестве основного вида-биоиндикатора сосну обыкновенную (Pinus sylvestris L). Сосна как нельзя лучше подходит в качестве модельного вида-биоиндикатора. Во-первых, это дерево очень чутко реагирует на малейшие изменения условий произрастания, в том числе и загрязнение среды. Во-вторых, сосна широко распространена на большей части лесной зоны Евразии, следовательно, проблема поиска участков для исследования сведена к минимуму. Упрощается и проблема сравнимости данных из разных регионов. Удобство выбора сосны для проведения исследований со школьниками связано и с тем, что сосна – вечнозеленое растение и дает один побег в год, что существенно упрощает наблюдения. Кроме того, в методическом плане сосна проработана в наибольшей степени.

Работа по выполнению данного задания включает три этапа:

1) Выбор площадок и отбор деревьев для проведения измерений.

2) Описание общего жизненного состояния (ОЖС) деревьев.

3) Оценка и интерпретация данных, представление результатов

исследования.

Для выполнения работы понадобятся: компас, рулетка, бинокли, бланки описаний–по одному на 2-3 учащихся. Как правило, все долговременные исследования, а особенно мониторинг, проводятся на постоянных площадках. Исследование необходимо проводить на конкретных, фиксированных природных объектах, выбор которых максимально случаен. Тем самым мы снижаем фактор произвола исследователя и создаем возможность для внешнего контроля и оценки правильности и достоверности получаемого материала [4].

Другие статьи по экологии

Технологическая схема механической очистки стоков ЭЛОУ (II система канализации)
Поступающие на участок механической очистки стоки ЭЛОУ проходят последовательно через песколовку, нефтеловушки, радиальные отстойники и направляются на установку флотации стоков II системы участка ...

Элективный курс Агрономия в школьном курсе экологии
В современных условиях значительно меняется содержание среднего химического образования, утверждены многочисленные альтернативные учебные программы и учебники по химии для средней школы, поя ...

Методика обнаружения нитратов в растениях
Интенсификация сельскохозяйственного производства – естественный процесс, присущий эпохе научно-технического прогресса. По сути, это качественно новый уровень антропогенного воздействия на о ...