Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающей среды
Использование топливно-энергетических ресурсов и вообще человечества была афористично сформулирована Ф.Энгельсом:
Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых.
Провалы рынка в охране среды означают необходимость реализации экологической политики государства, направленной на существенную коррекцию отмеченных рыночных сбоев. Однако и самое мудрое государственное управление не гарантирует от неэффективности экологических решений. Об этом свидетельствует мировая практика государственного регулирования, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой. Среди примеров неэффективности государственной политики можно выделить следующие:
предоставление субсидий (на пестициды, энергию, воду для орошения и пр.),
налоговую систему (стимулирование экологодестабилизирующей деятельности в сельском хозяйстве, энергетике и пр.),
контроль цен,
экологодстабилизирующую внешнеторговую политику,
непоследовательную реформу прав собственности,
недостатки в управлении и мониторинга окружающей среды и т.д.
Типичный пример получения негативных экологических последствий от вмешательства государства — субсидии. По данным Всемирного Банка, в 80-е годы в мире расходовалось свыше 250 млрд.долл. в год на субсидирование энергии. Большая часть этой суммы (180 млрд. долл.) приходилась на страны бывшего СССР и Восточной Европы. По оценкам, более половины загрязнения атмосферы этих стран обязано такому искажению цен. Отмена всех субсидий дала бы крупный выигрыш в эффективности и увеличила бы бюджетные поступления. Это резко сократило бы местное атмосферное загрязнение и снизило бы выбросы углерода в некоторых странах на 20% и на 7% во всем мире.
Несмотря на недостатки государственного вмешательства, роль государства в охране окружающей среды велика и сейчас, и будет нарастать в дальнейшем. В частности, государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночно оптимального уровня производства (без учета экстерналий) к социально оптимальному уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества. Существенна роль государства в установлении различного рода нормативов, стандартов в охране окружающей среды, особенно для особо опасных для природы и здоровья человека веществ. Государству принадлежит ведущая роль в осуществлении альтернативных вариантов решения экологических проблем, структурной перестройке экономики в условиях рынка, о чем свидетельствует опыт развитых стран последних двух десятилетий. Недооценка значения государственного макрорегулирования в условиях перехода к рынку или самого рынка может привести к негативным экологическим последствиям.
Институциональная неэффективность, наряду с "провалами" государственной политики и рынка, также служит существенной причиной экологической дестабилизации. Неопределенность прав собственности на природные ресурсы (в том числе частной), нечеткое распределение прав собственности на них между центральной властью и регионами приводят к нерациональному использованию ресурсов, их чрезмерной эксплуатации.
Процессы поиска эффективных государственных и рыночных регуляторов в этой области, их оптимального сочетания начались в 60—70-е годы, когда экологические проблемы резко обострились. Страны с рыночной экономикой реагировали на такое обострение созданием централизованных административных систем управления охраной окружающей среды. Акцент делался на законодательные ограничения вредных воздействий на окружающую среду, государственное нормирование и контроль, а также на санкции. Важнейшим принципом принимаемых законов по охране природы стал принцип "загрязнитель платит", введенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1972 г. Осуществлялось безвозмездное государственное субсидирование природоохранной деятельности. Экономическому регулированию, стимулированию охраны природы в этот период уделялось мало внимания.
Другие статьи по экологии
Оценка качества среды города Орска по функциональной асимметрии листовой пластинки березы повислой (Betula pendula)
Проблемы экологии городской среды
занимают одно из первых мест в иерархии глобальных проблем современности, так
как эта среда отличается своеобразием экологических факторов, специфичностью
...
Стратегия преодоления глобальных экологических угроз
Тема контрольной работы
«Стратегия преодоления глобальных экологических угроз».
В работе рассмотрены пути
преодоления глобальных экологических угроз, связанных с изменениями климата,
заг ...
Динамика изменения значений индекса загрязненности морской воды акватории Северного Каспия с 2001 по 2004 год
Каспийское море - самый крупный в мире внутриконтинентальный
водоем, не связанный с мировым океаном, площадью более 398000 км3. Расположено
оно на крайнем юго-востоке Европейской территории ...