Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов
Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.
Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, – развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.
Деятельность органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.
К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся: Федеральное Собрание РФ; Президент России; Правительство России; администрация субъектов РФ; органы местной администрации.
С учетом действия принципа разделения властей роль Федерального Собрания РФ в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды минимальна. Она сводится, в частности, к принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды».
Кроме того, на парламент возлагается ряд контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, которые имеют косвенное отношение к рассматриваемой сфере. Причем в основном они принадлежат Государственной Думе.
Природоохранительная деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.
Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами – как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
* обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
* осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
* проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.
Более подробно полномочия Правительства РФ регламентированы в Законе «Об охране окружающей среды», иных актах законодательства об окружающей среде. В частности, Приятельство РФ:
* обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;
* координирует деятельность министерств и ведомств на территории РФ в области охраны окружающей среды;
Другие статьи по экологии
Физико-химические свойства золошлаковых отходов мусоросжигательных заводов
Отходы МСЗ, выделяющиеся в окружающую среду состоят из отходящих
газов, летучей золы, шлака, технической воды, ее осадка и сточных вод. Помимо нормативных,
существуют еще и непредвиденные вы ...
Проблема истощения природных ресурсов в условиях масштабного антропогенного воздействия на окружающую среду
Социально-экономическое развитие человечества во второй
половине ХХ века сопровождалось и продолжает сопровождаться в начале 3-го
тысячелетия истощением природных ресурсов, деградацией и заг ...
Обеспечение экологической безопасности в строительстве
Крымского филиала АО «ЗУКБ» в г. Симферополе по ул. Севастопольской 4.
В соответствии с законами Украины “Об
охране окружающей природной среды”, законом Украины “Об экологической
эксперти ...