Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов
Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Министерство природных ресурсов Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: а) геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр; б) использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов; в) использование и охрана водных объектов; г) эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности; д) охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания; е) особо охраняемые природные территории; ж) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; з) охрана атмосферного воздуха; и) обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных); к) совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Важнейшую роль в управленческой деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды играют подведомственные Министерству природных ресурсов РФ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов
, а также Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, подведомственная непосредственно Правительству. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств. Оно самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в частности: – о порядке государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых; – о порядке переоформления лицензий на пользование участками недр; – требования к использованию и охране водохранилищ, а также по другим вопросам, указанным в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства №370 от 22 июля 2004 г.[2]
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 10 августа 2004 г. №608 утверждена структура Министерства. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. №370» была утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.[3] Росприроднадзор осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения и является: – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования; – уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности; – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: ¨ осуществляет контроль и надзор: ¨ в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства); ¨ в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; ¨ за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; ¨ за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; ¨ за использованием и охраной водных объектов; ¨ за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне; ¨ за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; ¨ за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений; ¨ государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий; В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 2007 г. функции осуществления государственного лесного контроля и надзора переданы субъектам Российской Федерации. В полномочия региональных управлений Росприроднадзора дополнительно включены функции: – государственного пожарного надзора в лесах; – контроля за исполнением органами власти субъекта переданных им полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора; – осуществления контроля за исполнением субъектом федерации переданных полномочий по организации государственного лесного контроля и ряда функций в соответствии с Водным кодексом России. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)
Другие статьи по экологии
Ответственность за экологический ущерб
Проблема международной ответственности
за экологический ущерб является одной из сложнейших в международном праве и не
имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственн ...
Технологическая схема механической очистки промливневых стоков
Промливневые
стоки с ТСБ поступают самотеком по канализационным сетям на узел сбора и
откачки стоков ТСБ и из приёмного резервуара тит.250/105 и насосами насосной
тит. 250/104 по напорному коллекто ...
Проблемы экологической безопасности Китая национальный и международный аспекты
Актуальность темы. На современном
этапе международного развития ни одна страна развивающегося мира не привлекает
к себе столь пристального внимания мировой общественности, как Китай. И этот
...