Статистика

Экономические, правовые и этические аспекты сохранения биоразнообразия (БР). Ценность существования

Экономические механизмы сохранения БР разрабатываются в рамках экологической экономики - раздела социальной экологии, разрабатывающего методы регулирования взаимоотношений человека и природы на основе экономических механизмов. Л.Браун (2003) определяет экоэкономику «как экономику, оберегающую планету».

Р.А. Перелет (2002) пишет о трех основных экономических механизмах сохранения БР.

1. Регулирование существующих рыночных отношений посредством платежей (налогов, штрафов) и стимулов (налоговых льгот), которые направлены на регламентирование хозяйственной деятельности в соответствии с экологическими нормативами предельно допустимого влияния на окружающую среду (уточнение расчетной лесосеки, регулирование интенсивности пастбищных нагрузок, ограничение площади пашни, использования ресурсных видов, предотвращение загрязнения природной среды) и обеспечение контроля за состоянием БР.

2. Создание новых рынков - платной рекреационной деятельности (создание туристских маршрутов, развитие форм сервиса - строительство кемпингов и т.д.); торговли коммерчески ценными видами, выращенными в неволе; контролируемой коммерческой деятельности на территории ООПТ (лицензионная охота и рыбная ловля, заготовка лекарственного сырья и др.).

3. Стимулирование сохранения некоммерческих (редких) видов путем компенсации частным и коллективным землепользователям расходов на охрану ими этих видов (освобождение от налогов, субсидии).

Особо важную роль играют механизмы сохранения БР на территории ООПТ. Их фундаментом является положение о том, что для целей ООПТ можно аккумулировать « .доходы от устойчивого, или неистощительного, коммерчески выгодного природопользования и направлять их на цели сохранения коммерчески невыгодного, но на самом деле бесценного биоразнообразия, а также задействовать экономические механизмы, при которых хозяйствующим субъектам было бы выгодно сохранять биоразнообразие, защищать редкие виды» (Перелет, 2002, с. 199).

Таким образом, в пределах региона и даже страны финансовая система поддержания БР должна быть единой: доходные ООПТ, например, национальные парки, получающие значительные средства за счет рекреационных услуг, должны оказывать материальную поддержку заповедникам, находящимся на финансировании государства, которое минимально. Заповедники зарабатывают на экологическом туризме, однако в силу того, что большая часть территории этих ООПТ закрыта от посещения туристами, эти доходы ниже, чем у национальных парков. Экологический туризм на территории заповедников не должен быть массовым, его следует организовывать по правилу: «мало туристов за большую цену».

В развитых странах роль государства в регулировании использования БР и в его охране неуклонно возрастает, в частности растут государственные дотации владельцам земель, которые в целях охраны природы используют экстенсивные формы ведения хозяйства. В России, к сожалению, пока роль государства падает, при значительном увеличении числа заповедников их финансирование сократилось (в пересчете на один заповедник) примерно в 6 раз (Ларин и др., 2003).

В западной литературе широко используется термин «биофилия», означающий генетическую предрасположенность людей к любви к БР.

Во многих культурах обнаруживаются религиозные и философские воззрения, подчеркивающие важность сохранения видов и экосистем. При этом человеку предписывается жить в гармонии с природой и защищать живой мир, который является «творением Божьим». Если Бог создал мир, то и созданные Богом виды имеют ценность. В соответствии с традициями иудаизма, христианства и ислама, человеческая ответственность за охрану видов является как бы статьей договора с Богом. Еще более строго требуют сохранения жизни в окружающей природе индуизм и буддизм.

Вопросы этики сохранения природы разрабатываются так называемой «глубинной экологией», основной девиз которой «Как подскажет природа».

В основе этики сохранения БР лежат четыре положения:

-каждый вид имеет право на существование, т.к. представляет собой уникальное биологическое явление. По этой причине существование каждого вида должно быть обеспечено независимо от потребностей человека. Вымирание видов в результате человеческой деятельности рассматривается как сверхубийство, поскольку оно убивает не только отдельных представителей, но и будущие поколения видов, тем самым, ограничивая процесс эволюции и видообразования;

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по экологии

Экологическая оценка церкви Петра и Павла
Церковь Петра и Павла является памятником архитектуры 17 века. Она размещается на Советском проспекте рядом с городской больницей и тюрьмой. Раньше люди, находящиеся там, могли обратить к Б ...

Биоремедиация атмосферы
Проблема очистки воздуха в зоне жизни человека от разнообразных загрязнений, вносимых промышленностью, от аэрозолей и бактерий является одной из наиболее актуальных проблем. Трактаты по вопр ...

Принципы охраны природной среды
Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности —рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны в ...