Проблемы понятийного аппарата теории взаимодействия общества и природы
Человек стал самым мощным фактором на планете, но теперь нужно, чтобы он стал самым мудрым и чутким существом этой планеты, чтобы он, как сильный, осознал свою собственную ответственность за судьбы природы, за судьбы "братьев своих меньших". Можно с полным основанием сказать, что будущее планеты, колыбели жизни, теперь полностью зависит от того, как человек распорядится своим могуществом, насколько глубоко он проникнется пониманием окружающей его природы. Очень удачно этическую миссию человека по отношению к природе выразил поэт И. Шкляревский: "Наверно, мы и есть живая боль той жизни, что себя осмыслить не сумела".
Быть "живой болью", сознанием и совестью окружающей природы, чтобы не разрушать, не загрязнять ее, а, напротив, способствовать ее улучшению — вот в чем великое назначение человека в отношении природной среды. Теперь самое время осознать серьезность проблемы рационального природопользования, понять, что в этих вопросах не может быть компромисса, иллюзий и самообмана. Они касаются всего человечества, поскольку в экологическом отношении мир неделим и все люди несут особую ответственность за состояние планеты. Эта глобальная миссия людей хорошо выражена известным английским экономистом и публицистом Барбарой Уорд:
Мы можем лицемерить в вопросах морали. Мы можем лицемерить в политике. Мы можем обманывать себя грезами и мифами. Но нельзя шутить с такими вещами, как ДНК и фотосинтез, тепловой баланс и термоядерный синтез или воздействие на все живое высоких доз радиации от солнца или водородной бомбы.
Человечество не имеет права на беспечность в отношении к природе, отвечая за судьбы планеты Земля.
Экологический кризис способствовал существенному пересмотру традиционных ценностей современного общества. Характерная для индустриальной цивилизации ориентация на потребление ради потребления и раньше вызывала протест со стороны прогрессивно мыслящих людей. Вспомним хотя бы язвительное замечание М. Твена: "Цивилизация — это общество, фабрикующее потребности, в которых нет потребности", Отвратительная бессмысленность расточительного способа потребления стала особенно абсурдной и преступной в связи с истощением природных ресурсов. Тем не менее интерес получения максимальной прибыли любой ценой до сих пор зачастую довлеет. Величина прибыли зависит от количества производимых товаров и скорости их обращения через потребителя, поэтому все усилия предпринимателей направлены на то, чтобы заставить потребителя покупать как можно больше товаров и как можно чаще их менять. С этой целью изобретен совершенно новый вид производства — производство потребностей: благодаря хорошо поставленной рекламе обывателю внушаются, как правило, ложные, надуманные, искусственно взвинченные потребности, особенно много делается для внушения людям потребности чаще менять вещи по схеме "использовал — выбросил". "Цивилизация на выброс" — так иронически и очень метко охарактеризовал современное общество американский футуролог О. Тоффлер.
Получается сама себя нагнетающая обратная связь. Искусственно взвинченные потребности обусловливают ориентацию производства на безудержный рост, и наоборот. Сама структура потребления в таком обществе противоречит задачам рационального природопользования, ориентируя на расточительное отношение к природе.
Культура потребностей состоит не в безграничном потреблении материальных и духовных благ, а в рациональном регулировании потребления. К сожалению» в системе воспитания пока недостаточно обращается внимания на формирование культуры потребностей. Акцентируется внимание только на том, что потребности должны быть удовлетворены, но не всегда разъясняется, что означает удовлетворение потребностей в пределах нормы. Это сильно мешает воспитанию людей в духе требований нового общества. Некоторые из них оказываются в плену жажды неуемного потребительства, вредно сказывающегося на самой личности и ее отношении к окружающему.
Тем не менее можно сказать, что во взглядах людей современного мира постепенно происходит уникальнейший сдвиг. Он заключается в том, что все большее число людей начинает мыслить глобально и в то же время регионально. Крепнет осознание того, что в современных условиях, когда возросли технические возможности воздействия на природу, нельзя рассматривать решения и акции отдельных народов как изолированные и суверенные. Действия любого народа и даже локальных объединений по изменению окружающей среды должны быть согласованы с другими народами и регулироваться международными нормами.
Другие статьи по экологии
Растительные ресурсы
Растительность -
это совокупность растительных сообществ на данной территории, в регионе или на
Земле в целом. Естественная растительность сложилась независимо от человека.
Растительность с ...
Геоинформационные системы в охране окружающей среды
Во всем мире проблемам
охраны окружающей среды сейчас уделяется повышенное внимание. И это не
удивительно. Бурное развитие хозяйственной деятельности людей создало все
предпосылки реальной ...
Сущность демэкологии
Республика Казахстан все более активно участвует в принятии
многосторонних договоров и конвенций об охране экологии, природы, окружающей
нас среды. Безопасность граждан Республики Казахстан ...