Статистика

Экологические проблемы королевства Марокко

Для руководства новой агроиндустрией по калифорнийскому образцу колониальные власти Марокко организовали управляющую структуру в виде компании, которая должна была реализовать ирригационный проект. Она же занималась экспортом ранних овощей и фруктов.

К концу 30–х годов «калифорнийская» стратегия получила полное развитие. В 1938 г. французская администрация выдвинула амбициозный план доведения орошаемых площадей к 2000 г. до 1 млн. га. К этому ее подтолкнуло несколько факторов: сильнейшая засуха 1936 г., осуществление первой полноценной переписи населения в 1936 г. и подъем национально–освободительного движения в стране. По мысли властей, создание орошаемого земледелия должно было служить не только получению прибыли от экспортной продукции, но и сохранению традиционного сельского хозяйствования, в котором было занято большинство местного населения, хорошо адаптировавшегося в аграрной экосфере и сопротивлявшегося насильственной колонизации, которая нарушила экологическую гармонию в сельских общинах.

План модернизации сельского хозяйства был временно прерван второй мировой войной. Однако после войны эта стратегия стала воплощаться в жизнь. С 1948 г. крупные инвестиции стали вкладываться в освоение наиболее перспективных прибрежных районов, где осуществлялось орошение. Земли здесь принадлежали, в основном, европейским колонам и богатым марокканцам. Менее 1% мелких крестьян смогли воспользоваться здесь благами модернизации, в основном, те, кто во время войны поставлял продовольствие для армии (3, с.42).

В целом же, около 1,3 млн. га самых лучших земель концентрировались в руках 5,9 тыс. европейцев (отсюда, видимо, и возникла цифра в 1 млн. га намеченных к орошению земель) и 1,7 тыс. марокканцев. Категория крупных местных собственников, примыкавших по своему положению к европейским колонистам, всячески поддерживалась властями. Такие собственники, концентрация земель в руках которых все же была значительно ниже, чем у европейцев (около 7,5 тыс. человек, владевших четвертью всех земель), получили возможность для перехода к современным методам хозяйствования.

В то же время, около 6,5 млн. га земли традиционного сектора были разделены между 1,4 млн. марокканских семей. В современном секторе средняя площадь владения составляла 170 га, в традиционном – менее 5 га (4, с.43). Однако, на самом деле, пропасть между современным и традиционным секторами была гораздо шире. В товарном секторе менее половины колонов занимали 94% сельскохозяйственных земель современного сектора. На 2,6 тыс. крупных колонов в среднем приходилось по 365 га. В традиционном секторе средняя собственность около 5,8 тыс. нотаблей составляла 225 га, а у крестьян – менее 4 га. И это при условии, что земля под паром (ежегодно около 40%) была единственным средством поддержания крестьянами плодородия почвы. Кроме того, примерно 500 тыс. марокканских семей почти не имели земли, что тоже снижало средний показатель землевладения (5, с.43).

Современный сектор был целиком механизирован и был более продвинут в экономическом плане, чем традиционный сектор. Во второй половине 50–х годов разрыв по производительности труда и доходности между традиционным и современным секторам сельского хозяйства измерялся соотношением 1 к 2–3, а в 70–е годы в ряде районов эта пропорция была 1 к 5–8 (6, с.47). Почти вся продукция современного сектора шла на экспорт.

После получения страной независимости в 1956 г. 75% земель современного сектора сохранили за собой европейцы. С 1956 по 1963–1964 гг. в их руках оставался весь экспорт продовольствия. В 1965 г. был установлен государственный контроль над продажей сельскохозяйствен-ной продукции, что обеспечило регулярное поступление валютных дохо-дов и устранило посредников–иностранцев из экспортной торговли. Но эта мера привела и к росту контроля правящей верхушки над экспортом и усилению зависимости от Франции.

Марокканское правительство не спешило национализировать колонистские земли, не желая подрывать основу отношений, сложившихся в период протектората. Внезапный отъезд европейцев, выращивающих экспортную продукцию, мог усугубить экономический кризис переходного периода. Не меньшую роль здесь сыграла политическая нестабильность в стране: произошел раскол единого до сих пор национального движения по вопросу будущего страны и, в частности, о необоходимости аграрной реформы. Кроме того королевское правительство, заменив французских чиновников марокканцами, в целом, сохранило созданные французами централизованный аппарат и систему управления. В то же время оно подорвало власть вождей и марабутов горных берберских племен. Был отменен «берберский дахир» и другие привилегии, полученные ими от колонизаторов, что вызвало мятежи вождей отдельных регионов, в частности восстания в Рифе и Среднем Атласе. Когда крестьяне заявили о своих правах на землю, армия открыла по ним огонь (8, 22.II.1990).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи по экологии

Природоохранные технологии на тепловой электростанции (ТЭС)
Природоохранная деятельность в энергетике приобретает качественно новый характер в связи с формированием системы законодательных актов по охране окружающей среды и проводимым на этой основе ...

Трехфазный цикл
Трехфазный цикл имеет отличие от четырехфазного в том, что исключается одна из последних фаз четырехфазного цикла, например процесс охлаждения адсорбента как самостоятельная фаза: слой поглотителя о ...

Физико-химические свойства золошлаковых отходов мусоросжигательных заводов
Отходы МСЗ, выделяющиеся в окружающую среду состоят из отходящих газов, летучей золы, шлака, технической воды, ее осадка и сточных вод. Помимо нормативных, существуют еще и непредвиденные вы ...