Статистика

Экологические проблемы королевства Марокко

С 1956 по 1960 г. была изъята только часть огромных латифундий у феодалов, сотрудничавших с властями протектората. В 1959–1960 гг. были приняты законы, которые позволили вернуть государству 26,3 тыс. га иностранной собственности. Из этих земель в зоне орошения только около 16 тыс. га были распределены между крестьянами. Среднее число пользователей составляло, примерно, 300 человек в год за период 1956–1960 гг., т.е. менее 1% от ежегодного исхода сельского населения в города. Многие мелкие и средние европейские предприниматели уехали из Марокко вскоре после провозглашения независимости. Марокканцы по низкой цене скупили большинство их предприятий и ферм (40% земли со строениями и оборудованием) (9, с.44).

Большинство европейских колонов продолжало владеть крупными фермами, получая огромную прибыль от экспорта продукции. Так, например, ежегодная прибыль от сбыта апельсинов составляла около трети рыночной стоимости земли под плантациями. Однако нависшая угроза экспроприации земли заставила европейцев начать продажу своих владений местным латифундистам. Благодаря несанкционированной скупке земли у колонистов в плодородных долинах Гарба, Тадлы, Хауза, Дукаллы, Суса, до 50% орошаемых земель стало принадлежать 15% крупных собственников и только 11–13% досталось 50% мелких собственников (10, с.104). В ноябре 1959 г. правительство узаконило эти сделки. Местные латифундисты расширили современный национальный сектор, благодаря существенной технической помощи правительства.

В 1957 г. начали осуществляться программы «операция труд»«операция пахота» в интересах модернизации традиционного сельского хозяйства (осенняя вспашка государственными тракторами мелких парцелл перед началом дождей). В соответствии с другой программой предполагалось стимулировать 220 хозяйств по 2 га каждое путем механизации, раздачи удобрений и селекционных семян. Но обе программы оказались неэффективными из–за авторитарных методов их внедрения, а также недоверия и сопротивления крестьян, предпочитавших традиционные методы, приспособленные к местным условиям. Через несколько лет правительство отказалось от программ, признав их неудачными.

Крах программ показал необходимость широкой аграрной реформы, которую требовала левая оппозиция и без которой было невозможно дальнейшее развитие деревни. Проект V плана 1960–1964 гг., предложенный левым правительством, включал и аграрную реформу: введение земельного максимума, экспроприация части крупной собственности на орошаемых угодьях, а также малоиспользуемых земель и всех колонистских владений. Однако этот проект оказался слишком радикальным, левый кабинет А.Ибрагима был отправлен в отставку. Тем не менее осенью 1960 г. правительство начало распределение 4746 га в наиболее плодородных долинах Хауза, Тадлы и Гарба среди 586 землевладельцев. Но отдельные меры не могли коренным образом улучшить положение в аграрном секторе, решить назревшие социальные проблемы.

После смерти короля Мухаммеда V в 1960 г. монархия стала перед выбором: осуществить коренную аграрную реформу, которую требовала политическая оппозиция, или растянуть ее на неопределенный срок, сделав мощным инструментом в руках короля Хасана II. Монарх выбрал второй путь, который давал возможность оказывать влияние на крупных собственников, сплотив их вокруг трона. Кроме того, такая позиция послужила козырем на переговорах с Францией относительно будущего колонистских земель и взаимоотношений между странами. Она же позволила несколько успокоить политическую оппозицию. Оказывая первостепенное внимание развитию сельского хозяйства, король укрепил и свое влияние среди крестьянства. В сентябре 1963 г. марокканское правительство приняло закон о национализации земель официальной колонизации (256 тыс. га) и декрет, разрешавший продажу земель частной колонизации под контролем государства.

К 1963 г. экономическая ситуация в стране стала катастрофической, что потребовало помощи от Всемирного банка. Доклад его миссии содержал предложения сделать сельское хозяйство приоритетным направлением экономического развития. Особо миссия рекомендовала увеличить инвестиции в ирригацию в наиболее благоприятных районах и воздержаться от поспешного осуществления аграрной реформы, что и было, в основном, принято марокканским правительством.

В 1964 г. Всемирный банк предоставил Марокко первый заем. Особенно же он начал проявлять интерес к сельскому хозяйству страны с начала 70–х годов, когда возникло опасение социального взрыва в ней. К 1985 г. общая сумма займов Всемирного банка превысила 3,3 млрд. долларов, основная часть которых была связана с ирригационными проектами (11, с.48).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи по экологии

Аналитический контроль технологического процесса
Таблица № 2 Наименование стадий процесса, анализируемый продукт Место отбора проб Контролируемый показатель Методы контроля Норма, мг/д ...

Принципы взаимодействия общества и природы
Воздействие современных технических средств на природные условия общественного развития столь велико, что принимает ярко выраженные глобальные масштабы, и темпы изменения природы на поверхно ...

Формирование комплексных программ природопользования
Необходимость территориальной ориентации в управлении природопользованием в современных условиях диктуется, по крайней мере, четырьмя соображениями. Глубокими политическими преобразованиям ...