Экологические проблемы королевства Марокко
В 1973 г. король Хасан II провозгласил лозунг «обогатить бедных, не обедняя богатых». Его осуществлению должна была способствовать экономическая политика государства, имевшая целью быстрый рост сельскохозяйственной продукции. При этом критиками проекта было верно замечено, что «в первом случае речь шла о лозунгах, во втором – о создании импорта, чтобы сохранить лозунги» (25, с.32). Однако на деле происходило только обогащение богатых, еще больше обедняя неимущую часть марокканской деревни.
Традиционное сельское хозяйство становилось все менее способным удовлетворять потребности населения в продовольствии. Положение с продовольствием в стране постоянно ухудшалось в результате непрерывного роста демографических показателей. Внутренние потребности в зерновых удовлетворялись в 60–70–е годы на 78–87%. Если накануне независимости производилось 350 кг зерна на одного жителя (то есть необходимый минимум по международным нормам), то в конце 70–х годов – только 200 кг в год. Снизилось потребление и других продуктов (26, с.43).
Уже в 1969 г. дефицит торгового баланса достигал 750 млн. дирхамов. В 1982 г. он составил уже 2 млрд. дирхамов, хотя сельскохозяйственный экспорт между этими датами увеличился почти вдвое, а импорт продовольствия, в основном зерновых, вырос в восемь раз, составив 1,5–2 млн. т зерна в год (27, с.1551). Внешний долг Марокко, образовавшийся в ходе заимствований на финансирование развития ирригации и импорт зерновых, был равен в 80–е годы стоимости ВВП. Более 40% дохода от экспорта было необходимо для обслуживания этого долга.
С середины 70–х годов заметна стагнация экспортного сектора, связанная с неприспособленностью производства к потребностям рынка. В целом же кризис был порожден как внутренними, так и внешними причинами. В 1975 г. сельскохозяйственный экспорт покрывал только 50% сельскохозяйственного импорта.
Разросшиеся города и собственно деревня хронически испытывают продовольственные трудности. Кризис в сельском хозяйстве нашел выражение в «хлебных» бунтах июля 1981 г. и января 1984 г. в результате повышения цен на основные продукты питания. Во избежание социального взрыва король освободил от налогов до 2000 г. беднейшие слои крестьянства, или 60% сельского населения страны. Еще перед парламентскими выборами в 1993 г. правительство обещало выделить на развитие марокканской деревни 6 млрд. дирхамов (1650 млн. долларов). Это позволило бы удержать в аграрном секторе до 300 тыс. человек, чтобы немного сдержать миграцию в города. Однако в целом это незначительная сумма. Перед началом сельскохозяйственного сезона 1997–1998 гг. долг 300 тыс. марокканских крестьян государству и частным кредиторам достиг 10 млрд. дирхамов (примерно, 1 млрд. долл.) (28, 19.09.1997, с.2). Низкая дееспособность крестьянского сектора говорит о том, что назрела необходимость реорганизации традиционного хозяйства, где занято 90% сельского населения и сосредоточило 70% обрабатываемых площадей, чтобы решить не только продовольственную проблему, но и социальную, от которых страдает марокканская деревня. Общим результатам сорокалетнего развития на периферии мирового хозяйства стало углубление социально–экономического неравенства, распространение бедности и рост опасности потенциальных социальных потрясений.
Вложение капиталов преимущественно в экспортное производство, способствуя локальному развитию сельского хозяйства, препятствовало внутренней интеграции аграрной экономики страны, сохраняло систему землевладения и землепользования, которые мешали прогрессу производительных сил. В стране и поныне сохраняется относительно крупное землевладение с докапиталистическими формами эксплуатации, что консервирует аграрное перенаселение и бедность, противоречит целям экономического развития и социального мира.
Земельный голод большинства крестьянских семей не был удовлетворен в ходе реформы. В начале 70–х годов безземельное и малоземельное крестьянство составило 87% сельского населения (50 тыс. семей вообще не имели земли, 1,5 млн. га принадлежало семьям, владеющим менее 1 га земли). К середине 70–х годов 1,5 млн. сельских семей лишились земли, в целом безземельными были 40% крестьян (29, с.18).
Крестьянство, ведущее хозяйство традиционными методами, остается пока весьма крупным отрядом населения. С докапиталистическим укладом вообще связана подавляющая часть трудоспособного населения, производящая ограниченную долю общественного продукта, хотя традиционный сектор неуклонно размывается, общинные земли постепенно переходят в руки каидов, шейхов, религиозной верхушки. Оттесненное в засушливые и малоплодородные районы бедное крестьянство сохраняет древнюю земледельческую специализацию, простейшие орудия труда и полунатуральную экономику. Появление капиталистического сельского хозяйства не смогло полностью разрушить традиционную основу деревни, ее производительные силы и средства производства. Нередко крестьяне переносили в современные европейские хозяйства традиционные приемы работы, технику и организационные формы отношений с работодателями.
Другие статьи по экологии
Возможные инциденты, аварийные ситуации, способы их предупреждения и
устранения
Таблица №
4.
Возможные производственные инциденты, аварийные ситуации.
Предельно допустимые значения параметров, превышение
(снижение) которых может привести к аварии
...
Оценка качества среды города Орска по функциональной асимметрии листовой пластинки березы повислой (Betula pendula)
Проблемы экологии городской среды
занимают одно из первых мест в иерархии глобальных проблем современности, так
как эта среда отличается своеобразием экологических факторов, специфичностью
...
Адсорбционно-каталитический фильтр
На рис. 1 показана схема адсорбционно-каталитического фильтра для
обезвреживания некоторых токсичных органических веществ (аминов, гидразина и
его производных). Шихта представляет собой алюмосиликат ...