Статистика

Экологические проблемы королевства Марокко

В общей сложности между 1956 и 1982 гг. (в этом году закончилась аграрная реформа) было распределено 372 792 га (из них только 70 тыс. га в орошаемых зонах) (18, с.50). В целом, земля была распределена между 25 тыс. новых владельцев, которые могли пользоваться сельскохозяйственным кредитом, технической помощью. Но только у половины собственников земли в зоне ирригации, по наметкам правительства, доход от участка в 5 га в 4–5 раз превышал предполагаемый минимальный доход в 4 тыс. дирхамов в год (19, с.50). Мелким хозяйствам принадлежали 20% орошаемых земель из 625 тыс. га орошаемого фонда, где использовалась современная техника, только 125 тыс. га входили в состав мелких хозяйств.

Более половины из 1017 тыс. га, принадлежавших ранее европейцам орошаемых и богарных земель, перешло к марокканской элите. Между 1956–1973 гг. европейские колонисты продали марокканцам 410 тыс. га, остальные земли были экспроприированы. В результате, когда был принят дахир об аграрной реформе, 70% лучших угодий, принадлежавших французским колонистам, оказались в руках местных феодалов и бюрократической буржуазии. При этом за организацию крупного бизнеса в области сельского хозяйства брались, как правило, технократы, причастные к управленческому аппарату и правительственные чиновники (20, 04.04.1973).

Кроме того имелся земельный фонд в 245 тыс. га, из которых 163 тыс. занимали фруктовые сады, виноградники и фермы в различных районах страны, принадлежавших двум обществам – СОЖЕТА и СОДЕА (3% обрабатываемых площадей), – созданным, соответственно, в 1972 и 1973 гг., где 50% акций принадлежали государству и 50% – представителям королевской семьи. Эти два общества владели 80% всех виноградников, 40% угодий под овощными культурами и существенной долей площадей под фруктовыми садами и зерновыми. СОДЕА выращивало треть всех цитрусовых. В 80–е годы в ходе приватизации эти компании были проданы марокканской элите. В частные руки перешли и 300 тыс. га Фонда аграрной реформы (21, с.51).

Таким образом, широко разрекламированная аграрная реформа, называвшаяся даже аграрной революцией, на деле состояла в передаче наиболее продуктивных земель колонистов, экспроприированных когда–то у марокканского населения, в руки марокканского класса предпринимателей и землевладельцев. Аграрная реформа была проведена за счет иностранных колонистов, а не за счет крупных местных собственников, которые не только сохранили, но, во многих случаях, и приумножили свою собственность. Более того, к началу 70–х годов крестьянская община потеряла около 400 тыс. га, а крупная частная собственность увеличилась на 500 тыс. га также и за счет земель государственного домена. Результаты сельскохозяйственной переписи 1973–1974 гг. выявили, что процесс формирования крупной земельной собственности в Марокко сопровождался размыванием феодальных латифундий и созданием крупных капиталистических хозяйств.

Слой старой земельной аристократии после независимости испытывал мощное воздействие со стороны капитализированной собственности, представленными разбогатевшими марокканцами, образовавшими слой крупных собственников в количестве 8,5–9,5 тыс. семей. В 80–е годы они владели 2,2 млн. га земель (30% всех сельскохозяйственных угодий). Крупные землевладельцы – одна из самых главных опор существующего строя. Сам король и его семья являются собственниками 20% обрабатываемых земель (1,5 млн. га). Это больше, чем площадь, принадлежавшая 6 тыс. колонистов в 1953 г. (период расцвета колониализма) (22, 16.07.1997; 23.11.1990).

Государство способствовало сплочению торгового, земельного, бюрократического капитала в «новую олигархию» в лице крупнейших семейных объединений, таких как буржуазно–феодальные кланы Себти, Беннани, Лараки, Неджаи, Гедари, Каббаджи и др. Базой формирования высшей бюрократии стала земельная аристократия, сохранившая свои привилегии при протекторате. В 1955–1970 гг. более половины всех министров были выходцами из земельной аристократии и крупной буржуазии (24, с.39).

Рекомендации международных организаций по установлению максимума земельной собственности были проигнорированы марокканским правительством, поскольку такой подход способствовал упрочнению позиций высших слоев общества, росту из влияния и ускоренному обогащению. Верхние слои аграрной буржуазии быстро трансформировались в аграрно–промышленную в результате интенсивного роста спроса на товарное продовольствие как в городе, так и в деревне. При этом, в отсутствие ограничивающего законодательства, процесс концентрации земельной собственности шел постоянно, разрушая мелкое землевладение, особенно в зоне орошаемого земледелия. Бедное крестьянство здесь составляло не более 2–3% от общего числа хозяев.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи по экологии

Глобальные проблемы современности экологическая проблема, сырьевой кризис
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилос ...

Оценка воздействия на окружающую среду при капитальном ремонте земляного полотна Уфимской дистанции Куйбышевской железной дороги км 1628
В настоящее время в значительной степени увеличилась скорость и интенсивность движения поездов по Куйбышевской железной дороге. Для нормального функционирования дороги важное значение имеет ...

Физико-химические свойства золошлаковых отходов мусоросжигательных заводов
Отходы МСЗ, выделяющиеся в окружающую среду состоят из отходящих газов, летучей золы, шлака, технической воды, ее осадка и сточных вод. Помимо нормативных, существуют еще и непредвиденные вы ...